Авторитет и харизма

assets/images/other/charisma.jpg

Все чаще в последнее время в среде бизнес-тренеров, коучей, управленцев приходиться слышать это слово – «харизма». При этом на просьбу дать точное определение ответом тоже довольно часто служит мэканье и мычание. Т.е. люди, это слово употребляющие, уподобляются тем славным домашним животным, которые понимать-то понимают, но объяснить ни разу не в состоянии. Единственный человек, от которого – не в личной, правда, беседе – я слышал достаточно четкое определение, был Радислав Гандапас, который свел харизму к оценке, которую дает личности его окружение. И, честно говоря, я абсолютно не согласен с его определением.

Обосновывая его, Гандапас приводит такие примеры: хулиган, пользующийся уважением у мальчишек, не пользуется авторитетом у взрослых; авторитетный вор смешон профессору и тп. Ну и значит, харизма не есть свойство личности – это просто реакция определенной социальной группы на какого-то человека…

Но ведь это реакция на конкретного человека, не так ли? Отчего-то группа подростков именно Петю назначает героем, а Васю держит за чмошника. И девчонки почему-то на Петю ресницами хлопают, а куда более начитанный Сережа с хорошими отметками отчего-то их не привлекает. Герои, конечно, иногда бывают дутыми – с этим не поспоришь, но такое случается не часто. Т.е. как правило за любым «героем» стоят именно что свойства его личности. Конечно, хулиган Петя не будет героем для папы Сережи, и папа Васи сможет ему при случае надрать уши, но это всего лишь вопрос конкуренции иерархий. Ни один из пап, а также и завуч, а также и классный руководитель – никто из них не сможет отрицать очевидного: влияния конкретно этого подростка на его окружение. За такого рода влиянием всегда стоит сила. Всегда. Причем сила, выплескивающаяся вовне. Сила, которая не обязательно трансформируется в обаяние. Магеллан, если верить Цвейгу, был угрюмым косноязычным человеком. Однако все чувствовали огонь под грубой оболочкой. Харизма – это и есть этот огонь!

Вы можете быть сколь угодно ловким администратором, лицедеем, краснобаем – возможно, даже сможете обратить на себя внимание окружающих. Но вы это внимание никогда не удержите, если у вас нет этого внутреннего огня. Мало назубок отучить текст роли, поставить жесты и научиться правильно перемещаться по сцене, чтобы классно отыграть моноспектакль – этого мало, нужно нечто большее. Нужна харизма, нужна сила. Сколько денег вбрасывали политтехнологи в предвыборную компанию какого-нибудь Ющенко – сколько было легенд об отравлении и стигматах! Но если человек нуль, он им и останется, как ты его не накачивай.

Когда-то, в театральном училище режиссер Борис Барнет среди галдящих и рослых студентов, которые из кожи лезли для того, чтобы их заметили, обратил внимание на странного невысокого юношу. Только один раз этот юноша бросил какую-то короткую фразу, тяжелую и вескую, после которой мастер сказал: - Вот кого надо снимать!

Юношу звали Владимир Высоцкий.