Мужественное лидерство

assets/images/other/blohin.jpg

В чем разница между настоящим лидером и формальным? Кто такой настоящий лидер? Человек, за которым идут? – вовсе нет. Ведь существует множество способов заставить людей следовать за той или иной ярко раскрашенной фигурой, за пастухом с дудочкой. Можно быть ловкачом, снимающим сливки с той или иной ситуации, знаменитостью, публичным человеком, звездой, но не быть при этом лидером – при том, что внешние приметы лидера присутствовать будут.

Чтобы понять, чем настоящий лидер отличается от лидеров поддельных, посмотрите сюжет, в котором главнокомандующий сборной Украины по футболу Олег Блохин держит ответ за поражение своей команды.

 

Но сначала немного предыстории.

Колесо судьбы закрутилось в 2010-м году, когда сборная Англии, проигрывая 1:2 немцам в матче плэй-офф, имела реальный шанс вырвать у тевтонцев победу. После удара Фрэнка Лэмпарда мяч пересек линию ворот, и все в той игре могло перевернуться с ног на голову. Однако арбитры не увидели стопроцентный гол, и англичане матч проиграли. Потом были яростны споры, обсуждалась необходимость ввода видеоповторов (поскольку человеческий глаз не в состоянии зафиксировать долю секунды, в которою мяч пересекает линию ворот), других мер, могущих закрыть брешь в вопросе фиксации взятия ворот в спорных ситуациях.

Казалось, ответ был найден в виде двух дополнительных арбитров стоящих непосредственно за воротами. Но, как выяснилось, это был не лучший вариант решения проблемы.

Во время второго тайма печального для «жовто-блокитных» матча Евро 2012 Англия – Украина судьба вернула англичанам долг: дополнительный арбитр не усмотрел с нескольких метров то, что мяч после удара Девича пересек линию ворот британцев на 30 сантиметров. Поражение в этом матче привело сборную Украины к вылету из турнира.

И тут, понятное дело, вчерашние обожатели, любители чужих побед и разновсякие борзописцы кинулись честить проигравших и вешать на них всех собак. А поскольку формат пресс-конференции не предполагает участия всей команды, отдуваться за нее пришлось главному тренеру. Отдуваться же, как мы понимаем, можно по-разному.

Сколько раз мне доводилось видеть, как в ситуации, пахнущей керосином, тот или иной начальник пытался спихнуть вину на подчиненного – причем очень часто таких начальников даже тот факт, что подчиненный ни при чем, не останавливал. Виноват Иванов, и точка! Он уже наказан, ваше сиятельство, не извольте беспокоиться!

Но бывало и наоборот: бывало, что облеченный некоторой властью человек – сейчас неважно, кто это, начальник ли отдела, тренер ли сборной – брал на себя ответственность за другого, порой реально проштрафившегося товарища, за своего человека, который где-то чего-то сделал не так, по малому ли своему опыту либо в силу других причин, чем вызвал громы на голову свою и своего командира. И вот такая-то ситуация и становилась всегда лакмусовой бумажкой, она-то и давала ответ на вопрос: кто перед нами – лидер или так, неизвестно кто. Тот, кто говорил «Стреляйте в меня!», а ведь Блохин сказал фактически это, тот и являлся настоящим лидером, т.е. человеком, имеющим не формальное, но моральное право вести за собой людей.